Какие игрушки интересны и полезны малышам до 3 лет?
Пробуем разобраться с особенностями развития малышей, а также определить наиболее правильные игрушки для детей до 3 лет.
Ребенок играет с новой игрушкой 2-3 дня, максимум – неделю, а потом она отправляется пылиться на самую верхнюю полку? Или каждый раз, когда необходимо выбрать подарок знакомому малышу, вы теряетесь в догадках, какая игрушка подходит для его возраста? Эта статья будет полезна всем, кто хотя бы раз сталкивался с подобными проблемами или в настоящий момент ищет подарок ребенку. Попробуем разобраться с особенностями развития малышей, а также определить наиболее правильные игрушки для детей до 3 лет.
Особенности развития ребенка (по периодам)
- До года
В этот период малыш только начинает знакомиться с миром и изучать его. Старается все потрогать и попробовать на вкус. Ему нравится наблюдать за яркими динамично двигающимися предметами. Постепенно он старается ухватить ту или иную вещь, подтянуть ее к себе и попробовать на вкус – на данный момент это его основной метод изучения предметов и мира.
К 4 месяцам малыш уже умеет переворачиваться и начинает ползать. Активно манипулирует игрушками и другими вещами, которые попали к нему в руки. Примерно в это же время ребенок пытается звуками и слогами подражать речи взрослых. Постепенно он учится ползать, ходить с опорой, а также составлять из слогов слова.
- От 1 года до 2 лет
Ребенок уже начинает ходить без поддержки, постепенно обучаясь более сложным движениям – бегу, прыжкам и приседаниям. Многие к этому возрасту уже имеют в запасе около 50 слов, которые могут с легкостью произнести. В этот период малышу интересно узнавать новое, изучать цвета и названия предметов, повторять за взрослыми.
Ко второму году жизни ребенок уже знает разницу между маленькими и большими предметами, а также некоторые цвета и даже может назвать их. Малыш может самостоятельно собрать пирамидку или башню из кубиков. Уверенно держит в руке карандаш и начинает создавать первые творения.
- От 2 до 3 лет
К 3 годам ребенок уже уверенно и быстро бегает, может одновременно выполнять несколько сложных действий. Он хорошо знает свое тело и может его контролировать, поэтому легко обучается езде на велосипеде, роликах и т.п.
Дети этого возраста хорошо запоминают названия фигур и могут быстро определить их по какой-либо характеристике. Малыш с легкостью может разорвать бумагу и слепить из пластилина простую фигуру. Стремительно развивается речь. Теперь ребенок может рассказать немного о себе или пересказать какую-либо известную ему информацию.
Главной характеристикой этого периода развития можно считать стремление к самостоятельности и проявлению индивидуальных особенностей. Он много рисует, строит и конструирует что-либо, ему интересно исследовать все, что его окружает.
Какими должны быть игрушки?
Когда родители приходят в магазин, то подолгу не могут выбрать, какую игрушку купить ребенку, ведь все они могут обучать и развивать. Это так, но чтобы выбор был чуть легче, следует ориентироваться на основные характеристики.
- Безопасность. Дети до 3 лет все еще любят тянуть в рот все, что им кажется интересным и вкусным. С особой внимательностью нужно выбирать игрушки, состоящие из нескольких деталей. Они должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить, либо надежно закрепленными, чтобы их нельзя было откусить и съесть.
- Понятность. Не всегда принцип действия, который прост для родителя, будет понятен ребенку. Поэтому важно учитывать особенности развития малыша, чтобы он мог самостоятельно разобраться, как правильно играть с тем или иным предметом.
- Интересность. Если знакомая посоветовала игрушку, которая очень нравится ее детям, то это вовсе не значит, что этот же предмет заинтересует и вашего малыша. Нужно учитывать предпочтения конкретного ребенка, его увлечения и особенности характера (преимущественное копирование поведения конкретного родителя, степень активности и т.п.).
- Качество. Цвет, материал изготовления, громкость и сам тип издаваемого звука должны быть комфортными для малыша. Лучше выбирать игрушки ярких, но не кислотных оттенков, с качественным звуком и из экологичных материалов.
Подходящие игрушки для возраста от 2 до 3 лет
Не только родители, но и производители игрушек давно задаются вопросом, что больше всего предпочитают дети от 1,5 до 3,5 лет. Было проведено специальное исследование. По итогам первое место заняли игрушки-животные; на втором расположились развлекательные и забавные предметы (заводные игрушки); на третьем – тематические и профессиональные наборы; четвертое место малыши отдали машинкам и куклам. Эти данные можно учитывать при выборе подарка своему ребенку, но также стоит обращать внимание на практическую пользу того или иного предмета.
Обучающие игрушки
С помощью предметов этой категории дети учатся выполнять важные движения и приобретают необходимые для социальной адаптации навыки. Различные комплексные модели с целым набором шнуровок, задвижек, замочков и прочих элементов способствуют развитию глазомера и мелкой моторики, а также усидчивости.
При помощи игрушек-вкладышей (различные дощечки с выемками, куда помещаются предметы определенной формы) малыш учится определять форму и размер, а также развивает мышление и логику, когда пытается правильно разместить предметы.
В магазинах детских товаров представлен огромный выбор наборов из игрушечной посуды, овощей/фруктов, мини-копий продуктов, которые можно встретить в обычном супермаркете. Их использование в играх помогает ребенку изучать и копировать жизнь родителей, знакомиться и запоминать некоторые оттенки, а также названия продуктов.
Также можно найти профессиональные наборы для игр. Наиболее распространены докторские чемоданчики, в которых есть халаты, фонендоскопы, градусники и другие предметы. Играя с ними, ребенок учится примерять на себя ту или иную роль, а также изучает особенности каждой из профессий. Это формирует целый ряд навыков и знаний, с помощью которых ребенку будет проще устанавливать коммуникацию с другими людьми и функционировать в обществе.
Развивающие игрушки
Пирамидки, деревянные игры, кубики, лабиринты и т.п. С помощью этих предметов ребенок может проявлять свои творческие способности, а также отражать в созданных предметах свое эмоциональное состояние. Кроме этого, такие игрушки позволяют ребенку развивать интеллект и логику.
Собирая пирамидки или конструкторы, ребенок учится обращаться со сложными деталями, для составления которых ему нужно воображение, а также применение логики.
Дидактические игрушки
Важно понимать, что предметы из этой категории – это лишь инструмент, с помощью которого можно научить малыша, поэтому без активного участия родителей они будут практически бесполезны. Рассматривая карточки или кубики с изображениями, ребенок будет запоминать название и вид, а затем сможет соотносить одно с другим. Кроме этого, настольные игры улучшают и развивают коммуникативные навыки.
Чтение вслух позволяет ребенку запоминать звуки и слова, чтобы затем их повторять. Такие игрушки развивают мышление, логику, мелкую моторику и приучают к аккуратности.
Музыкальные игрушки
Во время регулярных занятий по 5-10 минут в день у ребенка развивается слух и чувство ритма. При выборе важно обратить внимание на издаваемые звуки, чтобы они не утомляли и не пугали малыша.
Интерактивные игрушки
Обучающие планшеты, музыкальные плакаты и игрушки позволяют ребенку изучать и запоминать звуки животных, названия растений и т.п. Подобные предметы хоть и выглядят интересными, но чаще всего заинтересовывают детей лишь на короткое время. Поэтому важно постараться найти такую игрушку, которая по-настоящему понравится малышу.
Так что же купить?
При выборе той или иной игрушки лучше всего ориентироваться на предпочтения ребенка. Также важно помнить, что он должен развиваться всесторонне. В идеале, в шкафу для игрушек должны быть предметы из всех перечисленных категорий, чтобы малыш, в зависимости от настроения, мог выбрать то или иное занятие.
Важное замечание: в возрасте до 3 лет дети стремятся подражать родителям, причем не обязательно, что девочка будет копировать поведение мамы, а мальчик – папы. Поэтому если малыш-мальчик проявляет интерес к приготовлению пищи, то ему нужно приобрести соответствующий игровой набор, а не типичные танки или машинки. На данном этапе они будут бесполезны. То же самое и с девочками, которые интересуются, например, вертолетами.